ГОССЛУЖБА БУДУЩЕГО
взгляд молодежи
26 - 30 июня
КЕЙСЫ
«Цифровизация»
Министерство цифрового развития страны N рассматривает возможность внедрения искусственного интеллекта (ИИ) для улучшения качества и эффективности предоставляемых государственных услуг. Цель состоит в том, чтобы использовать ИИ для автоматизации рутинных задач, улучшения взаимодействия с гражданами и повышения общей эффективности работы государственных учреждений.

Дано:
В настоящее время большинство государственных услуг предоставляется через традиционные каналы, такие как физические офисы и веб-сайты с ограниченными возможностями автоматизации. Процесс подачи и обработки заявок занимает много времени и требует значительных человеческих ресурсов. Министерство хочет создать систему, которая позволит автоматизировать значительную часть этих процессов с помощью ИИ.

Задачи:
1) Проанализировать госуслуги, которые представляются на текущий момент и определить ключевые моменты, в которых может использоваться искусственный интеллект.
2) Разработать план внедрения ИИ, который кроме всего должен включать: способ реализации MVP, масштабирование и интеграцию с действующими сервисами.
3) Определить методы определения эффективности внедрения, включая KPI и методологию.
«Молодежная политика»
В Республике Татарстан активная молодежь, и много возможностей для самореализации и развития социальных и предпринимательских проектов.
Государственная программа «Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019 – 2025 годы» гласит, что на начало 2023 года в Татарстане проживало более миллиона человек в возрасте 14−35 лет. Из них более 234 000 — молодежь села, 450 000 — работающая молодежь, и 203 000 — студенты.

Однако, Татарстан большой регион (2 города и 43 муниципальных района) и возможности молодежи в Казани отличаются от возможности молодежи в малых населенных пунктах. Возможно, далеко не во всех муниципальных образованиях у молодежи имеется равный доступ к ресурсам и, прежде всего, административным мерам поддержки при разработке и реализации социальных проектов. От этого существует проблема низкой проектной и грантовой активности молодежи, невысокое качество проектов, слабое вовлечение молодежи на местах в реализацию проектов на базе государственных (муниципальных) организаций, практически полное отсутствие трансформации молодежной проектной и волонтерской деятельности в профессиональную деятельность в виде регистрации некоммерческих организаций или социального предпринимательства.

«Росмолодежь.Гранты» - это крупнейший и уникальный сервис для молодёжи, который помогает поддержать социальные инициативы и воплотить мечты в реальность.

По итогам прошедшего недавно конкурса можно озвучить следующие статистические данные:
  • Из 15 420 поданных заявок от Татарстана всего 509 (3,3%).
  • Из 1 310 победителей из Татарстана всего 36 (2,7%)
  • Конверсия проектов составила 7%
  • Из грантового фонда в 709 млн рублей, проекты Татарстана привлекли 21,5 млн рублей (3%)

Кроме того, наша республика не вошла в 5-ку лучших регионов России, ни по количеству поданных заявок, ни по количеству поддержанных проектов, ни по размеру привлеченных грантов.

Проблема:
Мало участников конкурса Росмолодёжи и подобных конкурсов. Возможно, низкая информированность молодежи, нет поддержки на местах, нет необходимых компетенций?

Нужно понять:
Почему так происходит? Как решить проблемы? Как помочь молодежи?
Давайте проведем небольшой опрос (Результаты опроса лучше фиксировать):
  • Поднимите руки, кто участвовал в конкурсе Росмолодежь.Гранты?
  • Кто победил?
  • Почему не участвовали?
  • Поднимите руки, кто участвовал в других аналогичных конкурсах?
  • Кто победил?
  • Почему не участвовали?
  • Поднимите руки, кто знает, что ещё 30 июня можно подать заявку на конкурс «Росмолодежь.Микрогранты»?
  • Кто уже подал заявку?
  • Кто планирует подать заявку?
  • Кто не планирует участвовать и почему?

Задача:
Как сделать так, чтобы молодежь, особенно в районах, вовлекалась в проектную работу?

Какие существуют препятствия:
  • Нет желания, мотивации и вообще это не интересно?
  • Итак, всё хорошо, зачем участвовать в конкурсах?
  • Нет информации о подобных возможностях?
  • Нет поддержки по месту учебы?
  • Нет ресурсов и никто не собирается их предоставлять?
  • Нет знаний, опыта, компетенций?
  • Нет наставников, руководителей, менторов, места, куда можно обратиться за консультацией?
  • Иное. Что именно?
Цель:
Повысить вовлеченность молодежи Татарстан в проектную работу и качество их проектной деятельности, достичь показателя по количеству поданных проектов на примере конкурса «Росмолодежь.Гранты» в размере 10% от общего числа заявок (1500 заявок), подачу заявок от молодежи всех 45 муниципальных образований Татарстана и конверсию успешных проектов на уровне не менее 10% (150 проектов-победителей).

Задание:
1) Как развивать проектную деятельность среди молодежи, особенно в районах?
2) Как мотивировать молодежь участвовать в конкурсах на предоставление грантов и реализовывать проекты, особенно в районах?
3) Как обеспечить реализацию молодежных проектов на базе государственных (муниципальных) организаций, особенно в районах?
4) Как мотивировать руководителей государственных (муниципальных) организаций, вовлекать молодежь в реализацию проектов, особенно в районах?
«Юстиции»
«Повышение правовой грамотности и доступности юридической помощи в Республике Татарстан»

В современных условиях динамично меняющегося законодательства, гражданам и бизнесу всё сложнее ориентироваться в правовом поле. Низкий уровень правовой грамотности населения приводит к нарушению прав и свобод граждан, росту числа судебных споров, снижению доверия к правовой системе, а также к созданию административных препятствий для развития бизнеса.
В Республике Татарстан в целях решения данных задач был принят ряд следующих мер:

— В 2022 году на улице Хади Такташа открылся комплекс административных зданий «Квартал юстиции», где жителям оказываются бесплатные юридические услуги.
— Министерство юстиции Республики Татарстан совместно с Татарстанским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» оказывают бесплатные юридические консультации определенным категориям граждан. В их числе малоимущие граждане, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, а также дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и другие.

В 2024 году был разработан и утвержден Приказом Минюста России от 20 мая 2024 г. № 157 стандарт оказания бесплатной юридической помощи и порядок осуществления контроля за его соблюдением. Он распространяется на субъекты, оказывающих бесплатную юридическую помощь, в том числе Государственные юридические бюро, адвокатов, нотариусов и юридические клиники. В нем помимо общих положений утверждены требования к порядку информирования граждан об оказании бесплатной юридической помощи. Он также определяет виды и основания ее получения.
Важно отметить, что оказание бесплатной юридической помощи соответствует целям и задачам национального проекта «Демография» по линии сохранения благополучия людей.

По итогам прошлого года:
— на территории Республики Татарстан полноценно функционируют 4 центра бесплатной юридической помощи;
— в Республике бесплатная юридическая помощь была оказана 1935 гражданам;
— в Республике Татарстан полноценно функционирует государственный электронный сервис Минюста России – портал правовой помощи «Вправе.рф.
Однако, несмотря на определенные успехи в развитии данного направления, доступность качественной юридической помощи по прежнему остается актуальной проблемой, особенно для социально уязвимых групп населения.

Цель кейса: повышения уровня правовой грамотности населения Республики Татарстан молодежи, проживающей в селе (250 тыс.человек) на 20% к концу текущего года.

Вопросы к кейсу:
1) Какие шаги необходимо предпринять Министерству юстиции РТ?
2) Какие современные технологии и инструменты вы предложили бы для реализации проекта (онлайн-платформы, мобильные приложения, интерактивные форматы)?
3) В каком виде вы бы презентовали свою инициативу (презентация (15 минут)/видеоролик (до 5 минут)) На конкретных примерах, какие отдаленные районы Республики вы бы взяли в качестве примера по улучшению расширения доступности бесплатной юридической помощи?
4) Какие существуют возможности для привлечения юристов-добровольцев и развития системы государственно-частного партнерства в этой сфере?
5) Качественные и количественные показатели эффективности реализации вашего проекта, указать итоги в цифрах.
«Образование»
Республика Татарстан демонстрирует высокие показатели в рейтинге научно-технологического развития регионов страны (по итогам 2023 года Татарстан занял второе место), а также лидирует в России по количеству молодых ученых.

Татарстан обладает колоссальной базой для рекрутирования молодых специалистов, их обучения и реализации научных проектов национального масштаба. Одним из основных условий этого является вовлечение молодого поколения в занятие наукой, повышение её престижа. Для молодых специалистов вовлечение в занятие наукой предоставляет возможность осваивать незанятые профессиональные ниши, зарабатывать и реализовывать творческий потенциал. В рамках объявленного Раисом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым 2024 года в республике Годом научно-технологического развития, а также объявленного президентом России В.В. Путиным десятилетия науки и технологий (2022-2031 г.), у Татарстана появляется уникальная возможность стать локомотивом отечественного фундаментального знания.

Однако, Республика, как и остальные регионы России, сталкивается с вызовами в области науки и образования, такими как устаревшая материально-техническая база, нехватка высококвалифицированных преподавателей и исследователей, а также недостаточное взаимодействие между образовательными учреждениями, научными организациями и бизнесом. С целью устойчивого роста и повышения конкурентоспособности, необходимо уделить особое внимание развитию науки и образования.

Цель кейса: стимулирование научной деятельности и инноваций в Республике Татарстан, а также сохранение лидирующих позиций в федеральном рейтинге НТР по регионам.

Вопросы к кейсу:
1) Какие меры поддержки могут стимулировать научную деятельность и инновации?
2) Как актуализировать образовательные программы в соответствии с потребностями современного рынка труда и научных достижений?
3) Какие механизмы взаимодействия между университетами, научными центрами и предприятиями можно внедрить?
4) Как привлечь частные инвестиции в сферу науки и образования?